Главная » Запуск речи при ЗРР и алалии

Запуск речи при ЗРР и алалии

Задержка речевого развития (ЗРР) как состояние или подтвержденный диагноз отмечается у детей с раннего возраста. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте двух лет разница несущественна, но очевидна. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится все более явным.

Причины задержки речевого развития

Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным диагнозом. Данное состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также побочным действием существующих заболеваний. 

Отставанию в речевом развитии в большей степени способствуют внутриутробные процессы и течение родов. Нейроинфекции матери во время беременности (герпес, ЦМВ, токсоплазмоз, краснуха и др.), ангина, грипп, роды с любыми видами осложнений (срочные либо затяжные роды) — часто становятся причиной нарушения развития у детей. Негативное влияние оказывают также и токсикозы в первой половине беременности, влияющие на подкорковую деятельность формирующегося малыша. Большой процент детей с последующими затруднениями в общении наблюдается среди недоношенных младенцев.

Помимо указанных причин на будущие особенности детского организма могут повлиять заболевания и травмы, пережитые в младенчестве. Особенно это характерно для сложных инфекций, травматичных и инфекционных повреждений головного мозга.

Имеет место также и наследственный фактор (неврологические и речевые проблемы у родителей), следствием которого может быть алалия у ребенка. Специалисты отмечают, что, как правило, мальчики больше подвержены аллалии, чем девочки. Дети, отстающие в моторном развитии, отстают и в речевом.

Важно понимать, что нарушения речевого развития обычно сопровождаются или становятся как следствиями, так и причинами отставаний умственного развития. Две этих функции тесно связаны, и промедление крайне нежелательно. Желательно обратиться к специалисту при первых симптомах алалии, ведь если не заняться запуском речи своевременно, то можно ухудшить развитие умственных способностей ребенка.

Помощь неговорящим детям осуществляют специалисты логопеды, задача которых установить точную причину отставания в развитии конкретного ребенка. Для детей разрабатывается индивидуальная программа по развитию с целью запуска нормальных речевых процессов. 

Особенности диагностики и коррекционных занятий при ЗРР и алалии

Коррекция алалии и любых форм речевой задержки начинается после диагностики специалиста, по итогам которой уточняется диагноз, дифференцируется форма задержки речевого развития, учитывается уровень развития высших психических функций у ребенка и определяются возможные прочие факторы, повлиявшие на настоящее состояние. Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции алалии и запуска речи при ЗРР. В определенных случаях (чаще всего с детьми дошкольного возраста) рекомендуется сначала пройти курс коррекционных занятий у нейропсихолога для последующей эффективной работы с логопедом.

Важно понимать, что если неговорящему ребенку до 3-х лет, то после диагностического обследования малыша и беседы с родителями по данным анамнеза, логопед сразу способен дать заключение о задержке речевого развития и объяснить родителям как будет проводиться запуск речи.  Однако, если проблемы с речью встречаются у ребенка старше 3-х лет, то может иметь место более серьезное нарушение речи такое, как алалия, соответственно, требующее диагноза от врача-невропатолога. В этих случаях свое заключение о наличии алалии логопед сможет дать не раньше, чем через 3 недели после начала коррекционной работы с ребенком (5-6 занятий).  За это время дети «раскрываются», адаптируются и привыкают к логопедическим занятиям, поэтому специалист имеет возможность дать верное заключение по наличию алалии, обособить от других во многом схожих речевых нарушений.

Методика коррекции речи у логопеда выбирается индивидуально для каждого ребенка согласно показаниям. Важным фактором является организация общения в семье, поэтому логопед обязательно дает соответствующие рекомендации родителям и надеется на тесное сотрудничество с ними. Взаимосвязь специалиста с родителями – это необходимая составляющая успешной коррекции. При правильной диагностике и верно подобранной коррекционной стратегии начинают говорить даже неговорящие дети, если причина молчания подлежит корректировке. Одна из особенностей запуска речи в нашем Центре состоит в том, что во время занятий логопед-дефектолог одновременно уделяет внимание развитию высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления).  

Способы коррекции

Задержка речевого развития и алалия являются комплексными проблемами, поэтому коррекция данных состояний требует системного подхода, в ходе которого ребенок не только обретает речь, но и развивается как личность. В подходе к коррекции от логопеда требуется продуманная методика и поэтапное построение работы с детьми. На начальном этапе коррекционных занятий логопед-дефектолог:

  • опирается на сохранные функции ребенка, то есть выявленные на диагностике нервно-психического развития базовые составляющие речи, зрения, слуха, сенсорного развития, а также мелкой и общей моторики;
  • уравновешивает процессы возбуждения-торможения, упорядочивает активность ребенка (устанавливает контактность и очередность в действиях; играет с ним в игры на удержание и переключение внимания, на слухоречевое внимание);
  • обучает ребенка выполнению инструкций или просьб, поскольку это является базой ко всей последующей коррекционной деятельности. Чаще это происходит в игровой форме, через приучение к игре по правилам и вовлечение в сюжетные игры.
  • стимулирует элементарную подражательную деятельность, ведя ребенка от неречевой к речевой активности (ручное подражание, телесное подражание, ассиметричное подражание; подражания ротовым действиям; отработка 5-6 гласных; дифференцировка согласных; повторение слогов и т.д.);
  • учит ребенка ориентироваться в пространстве и ритмическим видам деятельности (игры с обручем, мячами, с лентой, с водой, с колокольчиком и т.д.), а также работает с мелкой моторикой (функция кистей рук и пальцев).
  • способствует расширению активного и накоплению пассивного словаря ребенка;
  • в конце начального этапа работы вводит работу с зеркалом и артикуляционную гимнастику (простейшие упражнения).

После завершения формирования психофизиологической основы речи у ребенка, логопед-дефектолог переходит к следующим этапам, включающим в себя формирование фразовой речи и усложнение словаря. Ребенка обучают произносить более распространенные, грамматически выстроенные предложения, вести небольшие диалоги и делать описательные рассказы. В конце коррекционной работы с логопедом дети учатся более сложной коммуникативной деятельности и умениям, формирующим связную речь.

Стоимость услуг логопеда-дефектолога:

  • Первичный платный прием у детского логопеда (диагностика и консультация), цена - 2500 руб.
  • Стоимость одного занятия — цена 2000 руб. (продолжительность: 40 мин. — 1 час); занятие в диаде или мини-группе — цена 1800 руб. (продолжительность: 50 мин.)
  • Стоимость одного занятия в комплексе с Forbrain, цена - 2400 руб. (продолжительность: 40 мин.)

Специалист логопед-дефектолог оказывает платные услуги в каждом из четырех отделений нашего Центра в Москве, цены указаны выше. Ежедневно с 10-00 до 18-30.