Главная » Нейропсихология

Нейропсихология

Нейропсихология – это наука о мозговой организации психических процессов. Она изучает то, как особенности развития мозга человека влияют на его личность и поведение и может ответить на следующие вопросы:
как именно мозг участвует в осуществлении разных психических процессов?
как травмы и нарушения в развитии мозга влияют на психику?
как развивается мозг?
каковы нейропсихологические особенности детского возраста?
как нейропсихология может помочь ребёнку расти здоровым и умным?

Ответом на последний вопрос является метод нейропсихологической коррекции и реабилитации. Если ребёнок в своём развитии столкнулся с трудностями (родовая травма, болезни раннего возраста, операции под общим наркозом, травмы головного мозга и т.д.), то коррекционные занятия помогут ему справиться с их последствиями, которые могут проявляться как:
задержка психического развития (ЗПР);
задержка речевого развития (ЗРР) и другие нарушения речи (здесь нейропсихолог обязательно работает совместно с логопедом);
двигательные трудности (нарушения крупной и мелкой моторики);
повышенная утомляемость;
нарушения памяти, внимания и логического мышления и т. д.

Если ребенок не справляется с учёбой в школе или детском саду, плохо пишет, читает и считает, отвлекается на уроках, забывает то, что ему говорят, - эти трудности также могут объясняться его нейропсихологическими особенностями. Мозг каждого человека уникален, имеет свой темп и свои особенности развития, но школа – учреждение массовое, там ко всем детям относятся одинаково. Поэтому часто оказывается, что современному ребёнку нужна поддержка специалистов, чтобы справляться со школьными и жизненными трудностями.
Во многих случаях наилучшие результаты обеспечивает комплексный подход – совместная работа нейропсихологов, логопедов, психотерапевтов. Вместе они помогают ребёнку решить весь спектр его проблем, преодолеть не только нейропсихологические, но и эмоциональные, поведенческие трудности: нежелание учиться, проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми, плохое поведение в классе, тревожность, страхи и многое другое.
Как работает нейропсихологическая коррекция? С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы: во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка; во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности; в-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов. Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.
Движение – основа всех психических процессов, но жизнь не ограничивается одним только движением. Поэтому и работа нейропсихолога не ограничивается двигательной коррекцией. В рамках когнитивной (познавательной) коррекции работа идёт уже непосредственно с психическими функциями: памятью, вниманием, мышлением, речью, пространственными представлениями. Постепенно, двигаясь от простого к сложному, опираясь на то, что у ребёнка получается, специалист прорабатывает все его трудности.