Главная » Наши публикации » Как справиться с третьей четвертью

Как справиться с третьей четвертью

Как справиться с третьей четвертью

Емельянова Е.Н. Как справится с третьей четвертью

Идет третья учебная четверть. Издавна она считается самой длинной, самой трудной и самой ответственной. Это справедливо. Длится она почти 10 недель, за это время изучаются новые учебные темы, проводятся важные контрольные работы, а для учителей результаты этих работ становятся решающими в выставлении не только четвертных, но и годовых оценок. 

Да и природа не способствует особому оптимизму. Короткие серые дни, большая часть суток проходит при электрическом освещении. Смена температур: то мороз, то оттепель – каждую неделю синоптики отмечают какие-то свои рекорды. Сказывается и недостаток солнечного света, отсутствие возможности достаточно времени проводить на свежем воздухе. 

С «живыми» витаминами зимой тоже есть проблемы – зимние яблоки, виноград, ананасы только создают видимость витаминизации. Есть, конечно, апельсины, мандарины и лимоны – но у многих детей как раз на цитрусовые аллергия. Остаются один киви.

Казалось бы, только что закончились длинные  зимние каникулы, а дети уже устали, с трудом встают утром, много капризничают, начали болеть. Уровень успеваемости значительно снизился, возникают трудности с пониманием простых тем, с запоминанием стихов и правил, не выучиваются словарные слова, не выстраиваются фразы на иностранном языке. Ручки не пишут, тетради теряются, дневники не заполняются, важные сообщения забываются. Все это признаки истощаемости, которая характерна для учеников разных классов и которая ярко проявляется именно в третьей четверти.

 Что же делать? Как эту четверть пережить с наименьшими потерями? 

Во-первых, надо знать, что любые беды помогает пережить более-менее стройная система, то есть распорядок жизни. Необходимо выстроить режим ребенка так, чтобы он ложился спать не позже 9-10 часов вечера, а будить его утром в одно и то же время. Это касается не только малышей, ученики средней и старшей школы по идее должны еще тщательнее соблюдать режим. Не следует особенно расслабляться в выходные дни. Игра в компьютер по субботам до 3 часов ночи повлечет за собой  сон до обеда в воскресенье, значит, рано спать ребенка вы уже не уложите, а вставать придется в семь, а то и раньше – налицо недосып, который сорвет ученику всю рабочую неделю. Привычные возражения, как, дескать, до этого часа успеть выполнить домашние задания, говорит только о том, что бессистемность коснулась и других этапов дневной жизни ребенка. Если для всех дел (игра, прогулка, посещение кружков, выполнение домашних заданий) выделено свое четко определенное время – то сбоев система не дает. В третьей четверти распорядок дня надо соблюдать неукоснительно – это залог сил и здоровья.

Во-вторых, не потому ли мы так любим праздники, которые выпадают на этот период, что душа просит ярких красок и радостных эмоций? Не потому ли нам всем так полюбился День Святого Валентина, что он  отмечается 14 февраля – спустя 5 недель после Православного Рождества? Хотя бы чуть-чуть отвлечься от серых будней! Радуемся мы и тому, что 23 февраля стал теперь выходным. Ну а когда придет 8 Марта, до конца самой длинной четверти останется всего ничего. Значит, чтобы подбодрить школьников, нужны «просветы» в этой размеренной череде рабочих будней. Праздником ведь может стать любое воскресенье, благо зима дает для этого шанс: прогулка в парке, подвижные игры на свежем воздухе (снежки, салки, катание с горок), каток, лыжи горные и беговые, семейный заплыв в бассейне. Старайтесь больше времени проводить не в запертом помещении, не в дороге, а на воздухе, используя по максимуму световой день. И если для этого придется пропустить занятие с репетитором или выполнить какое-то проходное задание не на пять, а на троечку – смиритесь с этим!

Кстати, о дополнительных занятиях. Если вы чувствуете, что ребенок «на грани», проанализируйте их количество и степень их важности. Может быть, от чего-то нужно вообще отказаться? Или отложить до апреля? Несомненно, нужно сохранить занятия спортом, приветствовать подвижные игры. Большинство учебных проблем возникают у тех детей, чьи мозговые структуры страдают от недостатка питания, энергетического голода. Ведь если энергии недостает, то и неплохо устроенный мозг не работает. Состояние нервных клеток мозга зависит от интенсивности обменных процессов внутри организма и от раздражения наших органов чувств. Чем более активен человек физически, тем больше разнообразных ощущений он переживает, тем лучше функционируют его органы, тем выше его интеллект. Вот почему движение гораздо более полезно, чем лежание на диване под одеялом и со смартфоном перед глазами.  

Поддержать ребенка физически помогут простые утренние обтирания, контрастный душ после школы, несложные физические упражнения, но проводиться они должны не только по понедельникам, когда принято начинать новую жизнь, а ежедневно. Витаминозно подкрепить ученика можно простыми «бабушкиными» средствами. Но и здесь бал правит система. Если мама не поленится с вечера бросить в термос горсть ягод шиповника и пару ложек сахара или меда к ним, то каждое утро ребенок будет выпивать стакан чудодейственного напитка, который поднимет его иммунитет и повысит работоспособность. В будние дни при любой погоде очень полезно теплое питье: крепкий чай с лимоном (обязательно с коркой!),  молоко, подогретый фруктовый сок с добавлением пряностей. Все это играет еще и профилактическую роль – поможет справиться с эпидемиями, пик которых тоже приходится на третью четверть. И вообще, как говорят медики, «лучший способ профилактики – это повышение собственных защитных сил».

В зимнее время подрастающему организму как никогда нужен белок, включите в рацион питания ребенка мясо и рыбу. Поменьше чипсов, пицц и кока-колы! Побольше здоровой простой пищи, опять-таки системно: завтрак, обед, ужин.

И еще один немаловажный момент: экипировка ребенка. Автомобили с кондиционерами и печками как-то незаметно отучили и взрослых и детей от сезонной одежды. Как бегал дома в футболке, так и поехал на занятия. Куртка нараспашку, шапка набекрень. Такое отношение к одежде не способствует закаливанию. Организм дезориентирован – сразу реагирует на понижение внешней температуры кашлем и насморком. Усиленная доза антибиотика может за пару дней вернуть ученика в класс, но все это вряд ли принесет пользу его здоровью. Почему-то взрослые стали с пренебрежением относиться и к сменной обуви. Вот и сидит ребенок на занятиях полтора, а то и два часа в зимних ботинках и полиэтиленовых бахилах. Какой бы высококачественной ни была обувь – ноги потеют, а мокрые ноги – прямой и самый короткий путь к простуде.

Ну а если школьник все же заболел – что же, пусть болеет. Значит, организму требуется отдых. Пусть он его получит в нужном количестве. Школьную программу при желании можно нагнать. Здоровье – дороже!