

«Пишет, как курица лапой…», «..знает все правила, а делает глупые ошибки в тетради по русскому языку…» – говорят о таких школьниках учителя. Кто они, пленники страны «Грамматика»?
«Опять по русскому двойка!» – говорит ваш ребенок, возвращаясь из школы. Как же так? Правила вроде все знает и по другим предметам не отстает? В чем дело?
Когда Михаил Васильевич Ломоносов сказал о русском языке, будто он сочетает в себе крепость немецкого, нежность итальянского и прочее, он, видимо, забыл о том, что наш язык имеет еще и сложность китайского. Впитавший в себя словари всех славянских народов, обогатившийся в ходе истории тюркской, греческой и европейской лексикой, постоянно освежающийся легко приживающимися неологизмами – гибкий, богатый, но уникальный по своей сложности русский язык! Язык, в котором большая часть грамматики сложилась исторически и не поддается никаким упрощениям. Им надо дышать, жить, чтобы почувствовать истинное удовольствие от его безграничных возможностей и научиться им пользоваться.
Знакомые пригласили моих друзей в гости в Германию. Разговаривали все на немецком языке. Хозяева много путешествуют, знают английский, теперь учат французский. На вопрос гостей: «Почему бы вам не выучить русский?», они недоуменно покачали головами: «Кириллицу? Это все равно, что для вас, русских, освоить иероглифы! Нет уж, спасибо!»
«Я поеду в Москву, в Кавказ»,– говорит иностранец.– «На Кавказ», – поправляете его вы. – «А, я понял. Оттуда я поеду на Сибирь».– «В Сибирь»,– говорите вы. «Да, а потом я поеду в Дальний Восток…»,– диалог этот можно продолжать до бесконечности. Как объяснить правила, которые русский человек впитывает с материнским молоком, еще не произнося ни одного слова? Разве можно их выучить? Это надо почувствовать, а для начала – полюбить.
Проблема в том, что в последнее время дети-носители языка говорят и пишут на русском, как иностранцы! Почему же не формируется чувство языка, не рождается любовь к нему?
Рассказывает учитель:
– Я не знаю, чем это можно объяснить, но в школе появилось много необучаемых детей. Я всегда знала, что бывают люди грамотные по природе. Другой группе – «врожденно неграмотной», правописание всегда дается с большим трудом. Но раньше, после какого-то времени занятий с репетиторами, они начинали писать относительно грамотно, я бы сказала, прилично… А теперь – правила наизусть знают, а пишут – страшно смотреть! Прихожу в класс, а на доске – записка от одной дежурной девочки к другой: «Маша, не подмела, потому что не нашла счотки». И это в седьмом классе! Плакать хочется…»
За 12 лет работы Центра к нам на консультацию пришло более 3 000 детей с проблемами правописания. Чаще всего, учитель русского языка обязательно прибавляет к словам «делает глупые ошибки в письме» одну из следующих характеристик: «неусидчивый», «невнимательный», «рассеянный» или «спит на уроке». А что обычно сопровождает школьную рассеянность? – Неспособность следовать правилам – любым! А разве знания правил и умение действовать по ним не самое главное для правописания?
Плюс к тому, при нормальном интеллекте, слухе и зрении правописание ребенку может не даваться из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных и двигательных функций, моторной координации, слабого фонематического слуха или буквенного гнозиса, речевого внимания и памяти, неразвернутости устной речи, атипичной доминанты одного из полушарий головного мозга.
К сожалению, массовая школа не имеет возможности учитывать особенности развития каждого ученика. Однако наука способна эти особенности диагностировать и знает, как корригировать первопричины неграмотности Как же понять, что ребенку действительно нужна помощь нейропсихолога? - По характеру ошибок в его тетради. Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь ребенка сигнализирует:
И еще одно: конечно, нечитающий человек грамотным быть не может, на одном Розентале правил русского языка не освоишь, поэтому важная составляющая письма – чтение, к которому очень важно ребенка приобщать с малышкового возраста. Почему же дети не хотят читать? Мы знаем, что желание читать на 50 % зависит от воспитания, от чего же зависит вторая составляющая любви к книге?
Например, такой вариант: проводим диагностику тринадцатилетнего мальчика Олега. Например, спрашиваю, кем тебе приходится брат отца? Отвечает - дядя. А отец брата? Всех перечислил, а так и не догадался, что отец его брата ему приходится папой родным. Олег не может разобраться в элементарных логико-грамматических конструкциях!
Такие дети просто не понимает, о чем написано в художественной книге, смысл произведения ускользает от них, содержание утомляет и кажется скучным. В семьях, где родители сами читают и приобщают детей к литературе, эти дети обычно читают справочники и энциклопедии, а в семьях иного уклада не читают вообще…
А если у ребенка плохая зрительная память? Он может и читать, но запоминать, как написаны в книге слова, не будет, а, поэтому чтение положительно на его правописание не влияет. А если не сформированы зрительно-пространственные функции, у ученика столько сил и времени уходит на распознавание самой буквы и на складывание из букв слов, что он не получает от книги никакого удовольствия. Чтение превращается в монотонный и скучный труд.
Если вашему ребенку не дается правописание, если он не любит читать, необходимо, прежде всего, обратиться к специалисту, который сумеет устранить причины, мешающие овладеть письмом и чтением, а затем сможет пробудить в ребенке любовь к русскому языку и желание «писать без ошибок».
Мы работаем на результат!