В летнее время Центр работает в будние дни, с 10 до 18:30

Главная » Наши публикации » Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников

Важнейший психический процесс, который обеспечивает человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.

Этапы развития

Существует несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок выполняет действия с игрушками и другими предметами.
  2. Наглядно-образное мышление – это главный вид мышления у дошкольников, при котором используются образы и предметы.
  3. Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, позволяет мыслить словами, рассуждениями и понятиями.

Предпосылками для формирования логического мышления является умение совершать мыслительные операции, усвоение действий со словами. Уровень развития каждого из видов влияет на успешность обучения ребенка в школе, внимательность, скорость восприятия и усвоения материала. В дальнейшем этот уровень определяет способность воспринимать материал в процессе обучения.

Роль логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет и использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:

  • понимать причинно-следственные связи;
  • разбивать предметы по признакам;
  • находить лишний предмет среди других;
  • анализировать имеющуюся информацию;
  • соотносить слова с образами и понятиями.

Чтобы развить логику ребенку дошкольного возраста применяют игровой и дидактический материал. Педагоги развивают логику на занятиях, а родители на прогулках и просто обращая внимание мальчиков и девочек на природные явления. Развитие логики не заканчивается с завершением дошкольного возраста, а длится в течение всего периода взросления.

Средства развития детской логики

Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:

  1. Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
  2. Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
  3. Сравнение. Поиск общих или отличительных свойств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
  4. Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
  5. Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
  6. Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
  7. Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
  8. Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.

Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди своих сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.

Практический метод в развитии логики

Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственной деятельности. Он предполагает:

  • использование дидактического материала;
  • результат практических действий – возникновение представлений о предметах, явлениях;
  • использование сформированных понятий для решения задач.

Упражнения для развития логического мышления выполняются в коллективе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме, поэтому все взаимодействие построено с использованием настольных и подвижных игр, игрушек, специально подобранных по возраста, и другого наглядного или раздаточного материала. В младшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся простые задачи, которые с возрастом значительно усложняются, то есть обучение проходит от простого к сложному.

Примеры игр, развивающих логику

Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на совершенствование мыслительной деятельности:

  1. Устные игры – наиболее доступный вариант развития логики. Устные игры для развития логического мышления увеличивают словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщать и выделять аналоги, распределять понятия по признакам и проводить логические связи.
  2. Игры с картинками и образами. Образно-логическое мышление развивается при использовании карточек, бумаги, карандашей. Игра на сравнение, группировку, и обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют активно развивать логику.
  3. Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление, но также позволют провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.
  4. Конструирование. Игры с конструкторами, имеющими самые разные размеры и формы элементов, развивают мелкую моторику, творческое, зрительно-пространственное и логическое мышление у ребенка.
  5. Решение задач на логику. Их можно найти в специальных развивающих пособиях и дидактических тетрадях, а также в виде электронных игр.

Метод проб и ошибок – самый простой вариант. При этом ребенок не осознает проблему, не продумывает тактику ее решения. Процесс логического мышления включается в тот момент, когда старший дошкольник должен решить поставленную перед ним задачу. Ребенок решает такую задачу разными способами на основе личного опыта. Опыт же, в свою очередь, зависит от уровня развития логических способностей. С возрастом логическое мышление позволяет четко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план и продумывать способы его реализации.

Смотрите также

Мы работаем на результат!