В летнее время Центр работает в будние дни, с 10 до 18:30

Главная » Наши публикации » Развитие математических способностей у младших и старших дошкольников

Развитие математических способностей у младших и старших дошкольников

01.04.2021

У детей дошкольного возраста наиболее активно формируются личные качества, отношение к учебе, навыки логического и пространственного мышления. Они быстро усваивают информацию и запоминают ее. Обращать внимание развитие ребенка нужно в раннем возрасте. Даже в младших группах детского сада малыш производит минимальные математические действия: считает количество игрушек, когда убирает их в ящик, количество вилок и ложек, когда помогает накрывать на стол, знает сколько детей ходит в его группу. Постепенно воспитатели приучать ребенка сидеть за столом и выполнять простейшие счетные действия на палочках, а также дают понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «дальше-ближе» и т.д.

Если малыш не посещает детский сад или качество и количество развивающих занятий оставляют желать лучшего, можно записаться на общеразвивающие занятия, где младших и старших дошкольников готовят к начальной школе, при этом уделяя внимание формированию элементарных математических представлений. Подготовка с опытными преподавателями помогут приобрести базовые математические знания.

Но не все родители имеют возможность водить малыша на дополнительные занятия. Родители, дедушки и бабушки могут и самостоятельно заниматься с ребенком. Но чтобы занятия были максимально полезными, нужно проконсультироваться с профессиональными педагогами и психологами.

Занятия в дошкольном возрасте

Дети дошкольного возраста еще не готовы к целенаправленному получению знаний. Они не имеют мотивации и физиологической готовности к долгой интеллектуальной работе. Основной вид деятельности для дошкольников – это игра, поэтому формирование и развитие способностей должно проходить в игровой форме. Методики обучения предлагают большое количество игр, позволяющих освоить устный счет, выучить цифры, научиться складывать и вычитать, познакомиться с геометрическими фигурами.

Нельзя заставлять дошкольника выполнять задания, которые ему неинтересны. Если интерес отсутствует, значит, задание не соответствует возрасту, уровню развития и личным особенностям ребенка, либо он устал, его что-то беспокоит. Нужно предложить другую задачу или сменить вид деятельности, выявить и устранить причину дискомфорта (возможно, малыш хочет кушать или играть с друзьями).

Как проводить занятия по математике

Подготовка к начальной школе предполагает обучение с использованием дидактических материалов и частую смену видов деятельности. Часть занятия малыш решает интересные математические задачи, потом играет в активные игры, где тоже нужно применять навыки счета, выбирать геометрические фигуры и цифры. Ребенок лепит, рисует, делает поделки.

Следует предлагать различные задания, которые развивают навыки счета и творческие способности, умение логически мыслить и анализировать, самостоятельно делать выводы.

Важно, чтобы дошкольник как можно больше говорил, комментировал свои действия и ход решения задач. Это способствует лучшему запоминанию информации, развивает мышление и речь, учит четко выражать свои мысли.

Возможные сложности

Обучение и формирование мышления детей требует терпения и знания детской психологии, возрастных особенностей. Младшие дошкольники могут концентрировать внимание при решении задачи на 10-15 минут. Попытки заставить или уговорить малыша еще немного потренироваться писать цифры или порисовать приведут к появлению негативного отношения к занятиям.

Старшие дошкольники избирательны в выборе игр. Если задание для них слишком сложное или слишком простое – оно не вызовет интереса. Смена видов деятельности и разнообразие задач нужны для того, чтобы увлечь детей игрой.

В любом возрасте могут возникнуть сложности с пониманием и запоминанием материала. Чтобы точно установить причины трудностей в изучении основ математики, найти способы их преодоления, нужна консультация нейропсихолога или педагога-дефектолога.

Занятия с несколькими детьми

Если в семье есть двое или трое детей разного возраста, можно заниматься с каждым отдельно, а можно собрать их вместе. Но дошкольный возраст – это период, когда происходит быстрое физиологическое и интеллектуальное развитие, и даже разница в один год может быть очень заметной. Поэтому перед началом занятий полезны консультации по развитию у нейропсихолога. Он подскажет как правильно организовать учебный процесс в игровой форме и как сделать так, чтобы дошкольникам было интересно заниматься. Тогда младшие не будут чувствововать себя «глупыми» рядом со старшими, не потеряют интереса к учебе. Некоторые задания должны быть индивидуальными, но нужны и совместные игры. Для совместных занятий по подготовке к школе важно, чтобы совпадал психотип детей. В некоторых случаях все же полезнее проводить раздельное обучение.

Капризы и нежелание заниматься математикой

Формирование логического и пространственного мышления требует эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс обучения. Ему должно быть интересно – только тогда он будет осмысливать информацию и творчески подходить к выполнению заданий.

Если малыш не хочет заниматься, отложите обучение на какое-то время. Если это повторяется регулярно или дошкольник теряет интерес к занятиям через 5-10 минут, нужна консультация нейропсихолога или психолога. Эти проблемы могут возникать из-за педагогических ошибок взрослых, а также и трудностей, которые испытывает ребенок (быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания, гиперактивность). Устранить эти недостатки поможет нейропсихологическая коррекция.

Рекомендации для родителей, планирующих самостоятельно заниматься с дошкольниками

Развитие математических способностей перед начальной школой будет эффективным, доставит детям удовольствие и поможет привить любовь к учебе, если соблюдать следующие правила:

  • дать понять, что математика вокруг нас, она нужна в повседневной жизни;
  • проводить обучение только в игровой форме;
  • подбирать интересные разноплановые задания для младших и старших дошкольников;
  • чередовать когнитивные и двигательные упражнения, поскольку дошкольник не может долго концентрировать внимание;
  • отложить занятие, если ребенок капризничает;
  • заниматься не только математикой, а комплексно развивать способности ребенка, уделяя особое внимание логическому мышлению и умению творчески подходить к заданиям.

Родителям, которые планируют начинать знакомить детей с увлекательным миром математики, будет полезна профессиональная консультация по развитию математических способностей. Специалист подберет методику с учетом возраста и уровня развития, расскажет родителям, на что особенно важно обращать внимание в процессе обучения.

Смотрите также

Мы работаем на результат!