В летнее время Центр работает в будние дни, с 10 до 18:30

Главная » Наши публикации » Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

01.02.2021

Логическое мышление – один из высших уровней познавательной деятельности человека. Обычно оно начинает формироваться в начальной школе, но применять проверенные методики развития логического мышления можно и раньше. Специалисты рекомендуют выполнять упражнения на логику детям от 5 до 7 лет, и если у родителей возникли сложности с их подбором, можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.

Формирование мышления ребенка

В развитии мышления прослеживаются следующие закономерности:

  • До трех лет ребенок пользуется только наглядно-действенным типом мышления – другие ему недоступны.
  • С трех лет доминирующим становится наглядно-образный тип. Появляется способность представлять предметы, рассуждать, опираясь на опыт восприятия.
  • С пяти-семи лет мышление постепенно становится абстрактным. Дошкольник пользуется опосредованными знаниями, выполняет простейшие логические операции.

Теперь маленькому человеку не обязательно трогать, видеть или помнить предметы, чтобы мыслить о них. По мере взросления его умозаключения усложняются, возникают абстрактные понятия, суждения становятся более обоснованными.

Особенности мышления в возрасте 5-7 лет

Основная опора дошкольника – его память. Запоминает он быстро и много, а при знакомстве с чем-то новым старается связывать его с уже известным. Поэтому все объяснения строятся с отсылкой к имеющемуся детскому опыту.

Другой важный психический процесс – внимание. У детей данного возраста оно развито слабо. Даже самое интересное задание не заставит 5-летнего ребенка усидеть на месте. От воли дошкольника это не зависит, поэтому не следует ругать его за невнимательность.

Поскольку малыш только учится строить логические цепочки, ему необходимы альтернативные способы поиска недостающих свойств предметов. В этом ему помогает воображение.

Логика не является врожденным свойством психики человека. Постепенно он научится устанавливать связи, прослеживать закономерности, давать оценки, делать выводы. Задача родителей и педагогов – создать для этого благоприятные условия.

С чего начать развитие логического мышления?

Этот возраст оптимален для перехода от наглядно-образного мышления к логическому. Однако стоит учитывать, что главной формой деятельности дошкольника является игра. Это не праздное времяпрепровождение, а основа познания и приобретения навыков.

Логические задачи в игровой форме принесут хорошие результаты, увлекут ребенка. Мотивация его будет внутренней, а не внешней, что важно для непрерывного интеллектуального развития.

Начинать подбор задач необходимо с анализа:

  • зоны ближайшего развития малыша;
  • его интересов;
  • уровня памяти, устной и письменной речи;
  • обстановки, в которой можно проводить логические игры.

Желательно предусмотреть побольше развивающих инструментов в виде специальных игр, пособий и задач. Так можно будет переключать внимание и поддерживать интерес ребенка.

Развитие логики в 6-7 лет

Если родители и воспитатели уже сделали первые шаги в этом направлении, ребенок должен уметь совершать несложные логические операции. Простейшей из них является сравнение.

Если в 5 лет малышу предлагаются пары объектов, то к 6-7 годам он будет справляться с большим количеством предметов:

  • расставлять их по возрастанию или убыванию величины;
  • находить самый большой или самый маленький из всех;
  • распределять по группам.

Усложняется поиск общих свойств. В 5-6 лет дошкольники оперируют общими понятиями, такими как форма, цвет. К 7 годам становятся доступны более сложные классификации по не столь очевидным признакам.

Для развития способностей игры и задачи должны усложняться постепенно. Важно, чтобы ребенку было под силу выполнить задание, но оно не должно быть слишком легким. В противном случае пропадет интерес, исчезнет мотивация.

Какие преимущества дает развитая логика?

Неразвитость мышления – актуальная проблема настоящего времени. Негативных последствий у нее много. Несформированность умения мыслить логически приводит к тому, что взрослый человек не способен:

  • думать системно;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • противостоять манипуляциям;
  • делать правильные выводы;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • опровергать неверные высказывания.

Поэтому занятия логикой – эффективный способ развития интеллекта. Это вклад в будущее ребенка, где он сможет мыслить нестандартно, выходить за рамки шаблонов. Регулярные умственные тренировки – полезная привычка, ведь новые нейронные связи нужно формировать на протяжении всей жизни.

Какие бывают упражнения для развития логики?

Логика – многогранное понятие, поэтому одним комплексом упражнений не обойтись. Задания могут быть лингвистическими, математическими, художественными. Найти их можно в книгах известных педагогов и психологов. Специалисты НИЦ нейропсихологии имени А.Р. Лурия являются авторами многих пособий для дошкольников, предназначенных для развития мышления, памяти, внимания и других психических функций, поэтому они посоветуют родителям подходящие материалы для занятия с ребенком.

Начать можно с простого:

  • языковые игры в форме «вопрос-ответ»;
  • занятия с кубиками, палочками, цветными карточками;
  • рисование по заданию, дорисовка недостающих элементов;
  • загадки на вычисление предмета по описанию;
  • решение головоломок и т.д.

Главное – организовывать занятия в игровой форме. Так ребенок сможет проявлять инициативу, не воспринимая происходящее как обучение и формируя навыки на подсознательном уровне.

Примеры упражнений на разные логические операции

Выход на новый уровень мышления – конечная цель таких занятий. Для ее достижения решаются частные задачи, которые сводятся к освоению отдельных операций.

Классические типы задач, которые можно разнообразить путем смены контекста:

  • сравнение – игры с предметами или иллюстрациями;
  • классификация – речевые игры, поиск сходств и различий, соревнования;
  • выявление признаков – рисование, дополнение картинок, картинки-загадки;
  • анализ – устные загадки, игры;
  • синтез – головоломки, мозаики.

Если в детском саду этому направлению развития уделяется мало внимания, пробелы всегда можно восполнить в семье. Можно заниматься с ребенком дома и на улице, на досуге или в дороге. Уровень сложности должен расти постепенно. Как только дошкольник начнет быстро справляться с однотипными заданиями, можно переходить на следующий уровень: предлагать больше предметов для сравнения, головоломки с большим количеством деталей. Индивидуальные занятия полезно сочетать с групповыми.

Развитие высших психических функций ребенка (включая мышление, память, внимание, пространство, речь) – главное направление деятельности Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия. Уже более 20-ти лет специалисты Центра проводят нейрокоррекционные, нейролингвистические и нейроматематические занятия, призванные комплексно подходить к развитию ребенка и его подготовке к школьному обучению.

Записаться на прием
Смотрите также

Мы работаем на результат!