Центр работает ежедневно с 10 до 18:30.

Главная » Наши публикации » Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Введение

Межполушарное взаимодействие — механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов. Правильное взаимодействие структур головного мозга — залог его слаженной работы, своевременной передачи, обработки данных, сигналов, импульсов.

Как известно, левое и правое полушария работают по-разному:

  • правое отвечает за воображение, интуицию, левую сторону тела, эмоции, творческие способности, пространственную ориентацию, креативное мышление, слуховое восприятие информации;
  • левое — за запоминание информации, речь, логическое мышление, правую часть тела, аналитику, усвоение вербальной информации, способности к точным наукам.

При нарушениях межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, освоении школьной программы, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем на более высоком интеллектуальном уровне будет развит дошкольник.

Признаки плохого межполушарного взаимодействия

Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам. Совершенствование межполушарных взаимосвязей происходит поэтапно, зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.

Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:

  • слабая способность к запоминанию;
  • необоснованная агрессия у ребенка;
  • проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
  • ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
  • в письме присутствует зеркальное отражение;
  • малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
  • не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.

Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).

Причины

Недостаточное развитие межполушарных связей может быть обусловлено врожденными или приобретенными нарушениями. Например, тяжелое заболевание матери, которое пришлось на период вынашивания ребенка, стресс во время беременности после 12 недель. Вызвать патологию могут и различные неврологические расстройства, состояния, нарушающие работу мозолистого тела, в том числе механические повреждения, анатомические нарушения.

Другие причины:

  • родовая травма;
  • тяжело протекающие детские болезни в возрасте до 1 года;
  • осложнения после общего наркоза;
  • длительный стресс.

Причиной плохого межполушарного взаимодействия может стать недостаточное развитие, а именно — отсутствие обучающих игр, занятий для детей дошкольного возраста. Чтобы воспитать здорового ребенка, важно заниматься его развитием с младенчества, уделяя особое внимание правильному формированию межполушарных связей.

С какой целью и как развивать межполушарные связи?

От того, насколько хорошо сформированы и развиты связи между полушариями, зависят успеваемость школьника, его умственные способности, умение воспринимать, хранить информацию, успех в профессиональной и личностной сферах.

Если связи сформированы слабо, возникают следующие проблемы:

  • сложность в постановке и воспроизведении речи;
  • дисграфия;
  • проблемы с запоминанием;
  • проблемы с арифметикой;
  • невнимательность и др.

Нормальная интеграция левого и правого полушарий, сохранение баланса в их функционировании гарантируют слаженную мозговую деятельность: когда логика взаимодействует с интуицией, автоматизм сочетается с творчеством и т.д. При нарушении проводимости одно из полушарий блокируется. Ребенок может что-либо делать, не думая, или долго размышлять, не предпринимая никаких действий.

Упражнения для младших школьников

Для формирования межполушарных связей необходимы специальные задания. С их помощью вы скоординируете работу правого и левого полушарий, поможете ребенку в формировании высших психических функций. Тренироваться нужно регулярно, рекомендованная длительность занятий — не менее 10 минут.

1. «Ухо-нос»

Попросите ребенка дотронуться до кончика носа указательным пальцем левой руки, а правой рукой — до левого уха. Затем попросите его хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правая рука на носу, левая — на правом ухе. Подобную смену рук нужно проделать несколько раз. Для усложнения задачи можно ускориться.

2. «Зеркальное рисование»

Усадите ребенка за стол, положите перед ним чистый альбомный лист и два карандаша. Работать придется сразу двумя руками. Предложите нарисовать что-то предельно простое, например, круг, квадрат. По мере овладения навыком у ребенка дошкольного возраста должны постепенно расслабиться руки, усилиться зрительный контроль. Это будет говорить о результате.

3. «Колечко»

Дошкольнику нужно пальцами образовывать воображаемые кольца, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Образованные колечки нужно приближать друг к другу, оставляя расстояние 1-2 см, меняя порядок движений. Для усложнения можно попробовать действовать с закрытыми глазами.

Занятия проводятся в непринужденной и спокойной обстановке, ничего не должно отвлекать или беспокоить. Психологи рекомендуют заниматься вместе с детьми — подобные тренировки будут полезны и взрослым. Развивать и совершенствовать межполушарные связи можно не только в дошкольном возрасте. Если по прошествии длительного времени вы поймете, что занятия не приносят ожидаемого результата, а признаки недостаточно развитого взаимодействия полушарий усугубляются, обратитесь к нейропсихологу.

Игры

Игры, направленные на развитие связей между противоположными полушариями головного мозга, помогают синхронизировать их работу, улучшают мыслительные процессы, восприятие устной и письменной речи, акцентируют внимание на процессе, учат быстро переключаться с разных видов деятельности, полностью включают ребенка в занятие.

1. «Попробуй, повтори»

Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке. С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции.

2. «Муха»

Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха. Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.

3. «Мама-робот»

Дети обожают это задание за возможность на время стать главными. Попросите малыша научить вас чему-то, с чем он хорошо знаком, используя только слова. Например, он может поэтапно рассказать, как сделать самый обычный бутерброд. Скорее всего, это будет звучать следующим образом: «Нужно взять хлеб, положить на него колбасу». Ваша задача — сделать все ровно так, как говорит «инструктор». Возьмите целый батон и положите на него палку колбасы. Ребенок должен понять, какие детали он забыл раскрыть, и сделать указания более конкретными.

4. «Поводырь»

Игра во многом схожа с «Мухой». Только в этом случае перемещаемым насекомым будете вы, а нарисованным полем — квартира или дом. Перед ребенком ставится задача помочь вам добраться до какого-либо места в доме так, чтобы никуда не врезаться. Указания должны звучать примерно так: «Иди прямо два шага, поверни налево, сделай 5 шагов, протяни руку и возьми предмет».

фото автора
Материал подготовилКлинический психолог, детский нейропсихолог
Букина Татьяна Михайловна Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, отделение Клинической психологии. Повышение квалификации «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Научно-исследовательский центр детской нейропсихолологии им. Лурия и "Основы детской психотерапии" ЦПППС "Ключи" Место работы: м. «Текстильщики»
Смотрите также

Мы работаем на результат!