Центр работает ежедневно с 10 до 18:30.

Главная » Наши публикации » Развитие высших психических функций у детей

Развитие высших психических функций у детей

Упражнения на развитие высших психических функций

Введение

Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выготского и Лурия, согласно которой развитие детской психики полностью зависит от взаимодействия с обществом.

Ребенок является социальным существом. По мере взросления и развития он интегрируется в общество. Так формируются высшие психические функции, имеющие специфические признаки.

К высшим психическим функциям относят:

  • мышление;
  • речь
  • внимание;
  • память;
  • восприятие и др.

ВПФ формируются по принципу «от легкого к сложному» и хорошо поддаются самоконтролю и развитию. Бывают нарушения ВПФ как органического, так и неорганического происхождения, коррекцией которых занимается нейропсихологи. Опираясь на сильные стороны развития мозга, нейропсихологам удается помочь формированию слабых звеньев в развитии ребенка.

Причины нарушений развития ВПФ

Факторы, под воздействием которым нарушается нормальная работа высших психических функций, делят на две группы — функциональные и органические.

У детей причины нарушения ВПФ органического синтеза могут быть следующими:

  • Плохая наследственность — патологии развития психики, обусловленные генетическими факторами.
  • Проблемы, возникшие в период внутриутробного развития плода.
  • Патологическое родоразрешение, в результате которого ребенок получил перинатальное мозговое повреждение.
  • Постнатальные повреждения. Нарушения ВПФ могут быть следствием нейроинфекционных поражений центральной нервной системы — абсцесса, менингита, травмы, энцефалита, онкологии и др.

Нарушения работы высших психических функций могут появиться и в зрелом возрасте. Например, в результате инсульта, тяжелой черепно-мозговой травмы, неудачного оперативного вмешательства, опухоли, локализованной в головном мозге.

Развитие ВПФ

Формирование высших психических функций принципиально отличается от развития других навыков. Особенность состоит в том, что психика развивается под влиянием функциональных и биологических программ.

Весь процесс становления можно разделить на три стадии:

1. Примитивная

Все знаки и внешние раздражители воспринимаются детьми буквально. У ребенка появляются условные и безусловные рефлексы, инстинкты, имеющие подсознательный характер. Сюда же, согласно Выготскому, относят непроизвольное внимание, сенсорику.

2. Наивная психология

Ребенок выявляет первые доречевые признаки коммуникации, общается через знаки, крики, прикосновения, взгляды, осваивает простые логические операции.

3. Стадия внешнего знака

Ребенок начинает использовать пальцы для счета, может проговаривать слова для планирования собственного поведения.

4. Высшая социальная функция

Ребенок строит простейшие логические цепочки, не всегда осознавая до конца связь между ними.

5. Примитивная индивидуальная функция

Знаковые средства постепенно начинают использоваться для управления собственным поведением, контролем психических процессов.

Становление высшей функциональной психики подразумевает развитие спонтанной и произвольной интрапсихической функции. Дети проходят все стадии, за счет чего происходит поднятие психики на высшую ступень.

Мышление

Мышление — часть интеллекта, познавательный процесс, предусматривающий «рождение» новых знаний, познание окружающего мира.

Становление мыслительного процесса происходит поэтапно:

  • С момента рождения до 2 лет ребенок познает мир через действия и органы чувств.
  • После 2 и до 6 лет дети мыслят, используя образы и слова, при этом логическое мышление только зарождается.
  • С 7 до 11 лет появляется понимание конкретных явлений, аналогий, операций под влиянием школьной программы.
  • После 12 лет наступает этап формальных операций.

Осознанное мышление и совершенные понятия формируются в более позднем, юношеском возрасте. К этому времени у подростка уже есть некоторый жизненный опыт и теоретические знания.

Речь

Развитие речевых способностей — важный шаг на пути к общему развитию. Основы закладываются в первые месяцы жизни малыша — в то время, когда ребенок просто слышит речь окружающих его людей. До 3 лет головной мозг формирует множественные нейронные связи, развивая и совершенствуя языковые навыки. Первые попытки связной речи обычно предпринимаются между 1,5-2 годами.

Дальнейшее развитие речевой программы зависит от следующих факторов:

  • физическое, психологическое здоровье;
  • умственные способности;
  • активность и физические нагрузки;
  • психологические травмы.

Внимание

На развитие способности концентрировать внимание влияют:

  • уровень владения речью;
  • окружение;
  • интеллектуальная деятельность.

В самом начале внимание малыша поддается управлению, то есть взрослые руководят тем, на чем должен быть сосредоточен ребенок. По мере взросления он учится управлять своим вниманием и вниманием других людей.

Память

На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.

Обучение в школе развивает произвольную память, которая впоследствии берет на себя ведущую роль. Постепенно увеличиваются объем памяти, продолжительность хранения информации. По мере старения организма, при отсутствии умственных нагрузок, память нарушается. Человек испытывает сложности в запоминании новой информации.

Игры и упражнения на развитие ВПФ

Развитие ВПФ у дошкольников должно проводиться в игровой форме. Игра в этом возрасте является ведущей деятельностью ребенка, поэтому она создает для него наиболее комфортную среду обучения, в которой формируются основные ВПФ, совершенствуются эмоциональная составляющая и волевая сфера.

Занятия на развитие памяти

1. «Что пропало?»

Разложите перед ребенком разные предметы, озвучив название каждого. Попросите участника игры отвернуться, незаметно уберите один предмет. Затем попросите малыша назвать предмет, которого не хватает. Постепенно правила игры можно менять — заменять предметы, менять их местами, просить дошкольника восстановить первоначальную последовательность.

2. «Запомни слова»

Подготовьте список из 4-8 слов, прочитайте их, попросите ребенка воспроизвести услышанное с первой попытки, сохранив порядок слов. После того как дошкольник успешно справится с заданием, предложите второй список слов. Для усложнения можно попросить воспроизвести без повторения первую группу слов, тем самым проверив, насколько хорошо развита у малыша долгосрочная память.

Тренировка речи

1. «Сюжетные картинки»

Покажите дошкольнику изображение какого-либо героя. Попросите ребенка рассказать, что он видит на этой картинке в подробностях — с описанием цвета, формы, размера. Более сложный вариант — комбинация карточек, представляющих собой какую-то последовательность действий. Здесь малышу придется сначала восстановить правильный порядок элементов и составить короткий рассказ по этим рисункам.

2. «Наоборот»

Попросите дошкольника подобрать противоположные по значению слова. Например, мама — взрослая, а ты — … (маленький), ночью — темно, а днем — … (светло), яблоко — сладкое, а лимон — … (кислый) и так далее.

3. «На одну букву»

Для упражнения вам понадобятся карточки, на которых будут написаны буквы или слоги (для более сложного варианта игры). Для начала задайте тему, например: «Я был в парке и видел …». Задача дошкольника — дополнить рассказ подходящими по смыслу словами, которые будут начинаться с заданной буквы или слога. Рассмотрим пример. Вы вытянули карту с буквой «с», рассказ может выглядеть следующим образом: «Я был в парке и видел слона, солнце, соловья, сломанный стол».

Для развития у детей речевой способности больше читайте, обсуждайте прочитанное, знакомьте малыша с поэзией, пробуйте осваивать несложные скороговорки. И помните, что каждое занятие должно включать в себя элементы игры.

Занятия на внимание

1. «Корректурная проба»

Предложите ребенку лист, на котором в произвольном порядке написаны буквы, знаки, небольшие рисунки. Попросите выбрать определенные символы, обведя их в кружок или зачеркнув.

2. Таблица «Шульте»

В таблице записаны числа от 1 до 15 или более. Задача дошкольника — поочередно находить их по возрастающей, стараясь делать это максимально быстро и без ошибок.

Занятия для развития мышления

1. «Раздели на группы»

Подготовьте карточки, на которых будут изображены разные предметы. Попросите ребенка проанализировать, какие у них общие черты.

2. «Как использовать?»

Игра развивает мыслительные процессы и воображение. Покажите дошкольнику карточку с каким-либо словом и попросите рассказать, каким образом можно использовать этот предмет.

фото автора
Материал подготовилДетский нейропсихолог
Букина Татьяна Михайловна Клинический психолог Место работы: м. «Текстильщики»
Смотрите также

Мы работаем на результат!